СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
Почему женщина может годами быть недовольна внешностью, недостатками, из-за которых она испытывает чувство стыда, вины, ненависти к себе, но так и проживает жизнь не принимая себя?
Почему человек держится за ненавистную работу, доводя свой организм до заболеваний и регулярных стрессов, но ничего не меняет?
Почему человек может бесконечно терпеть измены своего партнера, но продолжать с ним жить, надеясь, что вскоре все изменится к лучшему?
Почему человек годами может проклинать свою страну, город, деревню, но так и оставаться в неизменном положении?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,
ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48
В психологии этот феномен можно обьяснить как синдром выученной беспомощности.
Мартин Селигман взял опыт собаки Павлова, только давал животному не еду, а бил его током. Клетка была закрыта, и со временем, собака перестала пытаться убежать от разряда. Потом ее переместили в загон с бордюром, но она все равно не пыталась сбежать – так формируется выученная беспомощность.
М. Селигман выдвинул революционный тезис: собаки остаются в клетках не потому, что не боятся удара током, а потому, что привыкли к неизбежному: в ходе эксперимента они не раз пытались убежать, но у них это не получалось.
Так же у людей закрепляется способность жить с нелюбимым человеком, терпеть ненавистную работу, ненавидеть своё лицо и тело годами, оставляя в конечном итоге все неизменным.
Выученная беспомощность — состояние, при котором кажется, что:
* Старания не имеют смысла.
* Все равно ничего не изменится.
* “Невозможно просто взять себя в руки”.
* “Я безнадежен”.
С проблемой эффективно борется когнитивно-поведенческая терапия. Терапия позволяет перекодировать негативные убеждения человека и задать ему принципиально новую установку на успех.
Психотерапия состоит из этапов:
1)Определение негативных установок
2) Перекодировка беспомощности на жизнестойкость
3) Повышение самооценки и уверенности в своих силах
4) Формирование адекватной «Я концепции» и знакомство с ней
5) Прививание навыков использования потенциала личности на практике.