Самара, пр-т Юных Пионеров, д.150
(846) 231-22-80(87), 993-22-48
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Запись на прием

Здесь Вы можете записаться на прием к специалистам в режиме он-лайн.
Заполните поля формы. После отправки заявки мы с Вами свяжемся и уточним данные приема.
Введите имя.
Неправильный адрес.
Введите номер телефона.
Please select a date when we should contact you.
Неверный ввод
Обязательно

КАК РАЗВИТЬ НЕСТАНДАРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Наверняка вы слышали истории об успешных людях, которые плохо учились в школе, но во взрослой жизни стали самыми настоящими гениями. Происходят подобные вещи потому, что существуют два типа мышления, но школьное образование развивает только одно из них.А называются они конвергентным и дивергентным. 
Конвергентное - это тип мышления, направленный на решение задач при помощи чёткого алгоритма действий. Помните, как в школе на уроке проходили какую-то формулу, вместе с учителем разбирали пример, а потом в домашнем задании нужно было решить ещё несколько однотипных задачек? Правильный способ решения только один, алгоритм изучен, надо только «набить руку». Вот это оно и есть. 
Дивергентное мышление направлено на поиск нескольких одинаково правильных ответов на одну и ту же задачу. Если при конвергентном способе мыслить человек заточен на действие по конкретному алгоритму, то в случае с дивергентным мышлением он будет искать творческие, нестандартные решения. Это мышление свободно от стереотипов, оно не боится нового и неизвестного, ведь с таким образом мыслей человек найдёт решение любой задачи, даже если готового алгоритма действий у него нет. Он создаёт, а не копирует.
Чаще всего конвергентному мышлению нас обучают, а дивергентному нет. Но беда в том, что во многих областях взрослой жизни - в творчестве, бизнесе, родительстве - огромное количество задач требуют именно творческого подхода. Проще говоря, в большинстве жизненных ситуаций нет простых ответов на сложные вопросы, нет готовых рецептов, и нужно быть способными эти самые рецепты создавать самому. Нет «правильного» способа воспитать детей. Есть тот, который подойдёт конкретному родителю и конкретному ребёнку. То же и с работой, и с личной жизнью. 

Кстати, многие личностные кризисы, затянувшиеся поиски себя и неприятные состояния типа «я не знаю, чего хочу» связаны именно с неразвитостью дивергентного мышления: вот выполнили мы всю «стандартную» программу — закончили школу, нашли работу, завели семью, - а что дальше? А дальше конвергентное мышление уже не подойдёт. Рецепт личного счастья приходится изобретать на ходу. Ну, или пытаться взять чужой алгоритм, но запросто может оказаться, что вам он не подойдёт. 
Итак, давайте ещё раз вкратце пройдёмся по двум типам мышления.
Конвергентное:
- использует чёткий алгоритм действий. Когда кончаются алгоритмы, начинается паника
- правильный ответ только один. И способ его найти тоже
- заточено на изучение и использование уже готового материала, а не на создание нового
- подходит для исполнителей и для работы в структурах с чётко прописанными правилами (армия, например)
- именно за него в большинстве учебных заведений ставят пятёрки (особенно в школах. Да-да, именно поэтому некоторые отличники вроде много знают, но не всегда умеют мыслить: выучить и думать — не одно и то же)
Дивергентное:
- развивает быстроту восприятия, в результате чего человек быстро схватывает новую информацию
- свободно от стереотипов
- характеризуется гибкостью, то есть способностью переключать точку зрения и смотреть с разных сторон на одно и то же явление
- связано со способностью подмечать детали, видеть необычное в обычном
- предполагает многовариантность действий. Ответов может быть много, и все правильные
- подходит для творческих личностей и задач, связанных с созданием новых решений
Эти два типа мышления вовсе не являются взаимоисключающими. Это не тот случай, когда или одно, или другое, а оба вместе — никак (и не тот, когда дивергентное — это хорошо, а конвергентное — плохо. Не всегда нужно изобретать велосипед и усложнять).У человека могут быть развиты оба типа мышления, и этот вариант самый оптимальный. Просто думать конвергентно нас учат больше 10 лет, а вот развитие дивергентного мышления в обязательную учебную программу не входит.
Как же можно развивать у себя дивергентное мышление?
А вот как:
1) Искать новые решения. В любой ситуации нужно приучать себя находить не одно решение, а несколько. 
Особенно это касается всего привычного, стандартного и само собой разумеющегося. Даже в простых вещах. Например, надо вам оплатить ЖКУ — попробуйте сделать это разными способами (через кассу, переводом по реквизитам, оплатой по QR).

2) Сосредоточиться на поиске нестандартных решений. Подумайте: что сделало бы в этой ситуации большинство людей? А что бы им и в голову не пришло? Ищите неожиданные ракурсы.
3) Не прекращайте думать над проблемой даже после того, как нашли решение. А вдруг вам ещё лучшее решение в голову придёт, но попозже? 
4) Задавайте вопросы. И не только Гуглу или преподавателю, но в первую очередь — себе. А вы знаете, что к любому факту можно придумать минимум 10 вопросов?) Тренируйтесь.
5) Решайте задачи методом мозгового штурма. Для этого можно, но необязательно привлекать других людей. Просто возьмите бумагу и напишите все возможные варианты решения. Без критики, без «это мне не подходит», а просто все. Любые. Если идеи кончились, подумайте: какое решение предложил бы Халк, сосед по даче, ваш кот и прочие персонажи.
6) Используйте интеллект-карту (mind map). Сделайте из проблемы схему, в которой указаны все возможные решения и последствия этих решений. Инструкции по созданию таких карт широко представлены в сети.
7) Записывайте идеи, которые приходят вам в голову. Творчество имеет подлую способность включаться не по графику, да ещё и ускользать из головы, если сразу же всё это не записать. Так что ходите с блокнотиком. И вообще ведите дневник. Почему-то через письмо мышление работает куда лучше, чем когда просто в голове мысли обитают.
8) Развивайте любознательность. Суйте нос во все области знаний, даже если они к вам никакого отношения не имеют. Смотрите сериал про чудеса инженерии, ходите на выставки, проходите текст Торренса (это тест на креативность), общайтесь со странными людьми и, конечно, слушайте лекции :)

Источник: https://www.b17.ru/article/146438/