Самара, пр-т Юных Пионеров, д.150
(846) 231-22-80(87), 993-22-48
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Запись на прием

Здесь Вы можете записаться на прием к специалистам в режиме он-лайн.
Заполните поля формы. После отправки заявки мы с Вами свяжемся и уточним данные приема.
Введите имя.
Неправильный адрес.
Введите номер телефона.
Please select a date when we should contact you.
Неверный ввод
Обязательно
Самара, пр-т Юных Пионеров, д.150
(846) 231-22-80(87), 993-22-48
nadezhdaclinik@yandex.ru

ПОЧЕМУ ОТКЛАДЫВАЕМ ЖИЗНЬ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Да, иногда действительно бывают объективные внешние обстоятельства, заставляющие «потуже затянуть поясок» и подождать.
Но гораздо чаще синдром отложенной жизни провоцируют не внешние причины, а внутренние. Люди, находящиеся в СОЖ, имеют определенные личностные характеристики.
Очень условно я разделила бы их на три большие группы
«Достигающие»
Здесь характерны «сценарии достижения». Человек, упорно добиваясь чего-то, длительное время ведет ограниченный образ жизни, полностью построенный на движении к заданной точке. Они нацелены на результат и не замечают процесса. Но победы, к сожалению, приносят лишь краткосрочное мимолетное удовлетворение. И нужно «бежать» снова.
Такие люди сильно тоскуют по спокойствию и принятию себя как есть, без необходимости постоянно что-то доказывать.
Если все это представить в метафоре корабля, стоящего в порту - они настолько увлечены идеей, что их корабль должен быть самым красивым, модным и современным, что в бесконечной погоне за лучшим - им не до моря.
«Живущие не свою жизнь»
Это люди, которым не удалось полноценно завершить процесс сепарации. Это определяет их созависимые отношения с родителями, от которых не произошло отделение, и близкими. Они как будто бесконечно обязаны, отдают всем «долги», ощущают, что «связаны по рукам и ногам». Довольно часто - живут заботами и проблемами других, поэтому им не до себя. Не знают своих способностей и интересов. Не умеют брать ответственность за свое состояние.
Тоска этих людей, прежде всего, по свободе и собственной непрожитой жизни.
Их корабль стоит в порту недостроенный, так как все ресурсы уходят на чужие корабли, на свой ничего не остается.
«Избегающие»
Люди, которые не проявляют инициатив, выбирают стратегию терпеливого ожидания, а не деятельного вмешательства в течение своей жизни. Они могут знать, чего бы им хотелось, но бесконечно откладывать реализацию, объясняя себе, что еще не время. Сильная фигура деструктивного внутреннего критика тормозит "детские" порывы к творчеству и спонтанности.
Тоска этой группы – по уверенности, силе и решительности.

Они сделали из своего корабля полноценный «дом в порту», пытаясь забыть, что корабль создан для моря.

 Отложенная жизнь - способ адаптации человека к реальности, в которой он по каким-то причинам пока не способен радоваться и реализовываться. Причинами могут быть детские травмы, незавершенная сепарация, высокая тревожность, нарциссическое непринятие себя и много другое.
Специалист поможет понять, что именно заставляет вас писать бесконечный "черновик жизни" и как перестать бежать за горизонтом, который всегда на шаг впереди..  

 

ВАРИКОЗНОЕ РАСШИРЕНИЕ ВЕН . ПСИХОСОМАТИКА

Варикозное расширение вен доставляет множество неприятных ощущений. Сначала они причиняют только косметический дискомфорт, выделяются синими нитями или выпячиваются жгутами на руках, ногах, груди, под коленями. Но если пустить течение болезни на самотек, с годами ситуация может сильно ухудшиться. На 5 стадии уже возникает атрофия кожи и незаживающие трофические язвы. ⠀ В здоровом варианте наши вены "спрятаны" в мышцах. Течение крови по венам благодаря клапанам и сердечным сокращениям происходит в одностороннем порядке.⠀ Когда сосуды не выдерживают напряжения, их стенки начинают растягиваться, появляется зазор между клапаном и кровь начинает идти и в обратном направлении тоже (рефлюкс). ⠀ Это можно сравнить с тем, что мы даем течь событиям нашей жизни своим естественным путем, но с чем-либо мы настолько не готовы расстаться, не хотим это отпустить (хоть и пришло этому время), что вновь и вновь пытаемся вернуться в это состояние. ⠀ Локализация так же имеет огромное значение. ⠀ Артериальная кровь богата питательными веществами. А венозная содержит продукты переработки и информацию о состоянии организма. Именно по составу венозной крови делаются анализы. ⠀ Мы берем из мира то, что для нас важно и нужно и перерабатываем это, получая определенный результат.⠀ И мы должны дать этому результату дальнейший ход.⠀ При этом мы сами растем и переходим на другой уровень в своем развитии.⠀ На этом уровне другие правила, законы и нам нужно приспосабливаться и жить по-новому. ⠀ Пример из работы.⠀ Варикоз возник после замужества. С пациенткой мы вышли на идею того, что новый жизненный этап для нее хоть и был долгожданным, очень сковывал внутренне.⠀ Она хотела быть лучшей женой для своего мужа, было много ожиданий от себя, много желания создать крепкую "правильную" семью. ⠀ При этом она не знала как именно ей нужно действовать. Опыт мамы и свекрови не казался ей подходящим, соответственно, их советы тоже.⠀ Это стало новым этапом, на котором она не знала правил.⠀ В незамужней жизни было все иначе и она бессознательно возвращала себя в то состояние и в тот период, где все было понятно и у нее был опыт проживания этого времени. ⠀ Когда мы вывели эту идею из бессознательного в осознаваемое, работа пошла очень быстро. ⠀ Через несколько сессий вены у пациентки стали менее выпуклыми, а спустя еще время вернулись в свое здоровое состояние и больше не беспокоили. ⠀ Есть ли у вас варикоз? Помните когда он возник? ⠀ Не запускайте болезнь, ее гораздо легче и быстрее вылечить на начальных этапах.⠀

Абьюзивные отношения - признаки и последствия

Важной составляющей любых отношений является доверие и уважение личности. Отсутствие этих компонентов может привести к появлению абьюзивных отношений, построенных на эгоизме, непонимании и насилии. Определить абьюзера легко, а жить с ним бывает просто невероятно трудно и даже опасно. Абьюз - что это? Термин «абьюзивные отношения» появился в психологии недавно, поэтому неспроста возникает вопрос по поводу того, что это за отношения и абьюзер – кто это? Слово «абьюз» имеет английские корни и переводится как «жестокое обращение», «насилие», «оскорбление». Абьюзер - это человек, который издевается над своей второй половинкой, притесняет его, подавляет или игнорирует его желания, оскорбляет, принуждает к определенным поступкам или проявляет к нему физическое насилие. В абьюзивных отношениях второй человек будет выступать в роли жертвы, не имеющей права голоса и периодически или систематически испытывающей на себе со стороны партнера психологическое или физическое давление. В силу своих психологических особенностей жертва может долго терпеть абьюзивные отношения, провоцируя этим абьюзера на жестокие действия и насилие. Абьюз имеет такие виды: психологический абьюз – скрытое или прямое насилие над партнером психологического плана; физический абьюз – физическое насилие над человеком; сексуальный абьюз – принуждение супруга к физической близости без учета желаний и физического состояния; экономический абьюз – партнера ставят в полную зависимость путем контроля финансовых средств. Психологический абьюз Рассматривая, что такое абьюз в психологии, исследователи особо обращают внимание на абьюз психологический. Причина этого кроется в том, что это самый распространенный вид насилия в отношениях. Психологический абьюз проявляется в угрозах, унижении, оскорблении личности. Спутнику внушается, что он никчемный, неинтересный, глупый, ни на что не способный. Такое отношение приводит к снижению самооценки у партнера, появлению подавленного и депрессивного настроения, нежеланию общаться с другими людьми. Психологический любовный абьюз имеет два вида проявлений: Открытый абьюз. Абьюзер проявляет свое негативное отношение к спутнику жизни в открытом виде в присутствии других людей. Он может при всех заявить, что его партнер является глупым и никчемным, обладает негативными качествами характера и ужасными привычками. Скрытый абьюз. Абьюзер крайне обходителен с партнером на людях, но деспотичен наедине. Он постоянно предъявляет претензии к партнеру, выражает недовольство по поводу его поведения, указывает на недостатки, говорит оскорбительные слова, унижает. Абьюзивные отношения признаки и последствия Сексуальный абьюз Для точного определения, что такое абьюз, трудно найти более подходящее слово, чем насилие. Давление на партнера может проявляться во всех сферах, но самым травматичным для психики является сексуальное насилие. Эта сфера человеческих отношений требует большой деликатности и понимания. Абьюзер же не желает учитывать потребности и состояние партнера, воспринимая его как предмет для удовлетворения своих сексуальных желаний. В 90% случаев сексуальным абьюзером выступает мужчина. Свое поведение он оправдывает тем, что женщина должна исполнять свой супружеский долг. При сексуальном абьюзе женщина испытывает те же последствия, что и при изнасиловании. Этот вид насилия может длиться годами, в результате чего женщина может находиться в постоянном психологическом шоке, проявляющемся безразличием к жизни, апатией и суицидальными наклонностями. Абьюз в отношениях - признаки Абьюз – это насилие, поэтому узнать этот вид отношений легко. В абьюзивных отношениях могут использоваться различные методы, цель которых унизить и оскорбить личность партнера. Абьюзивные отношения имеют такие признаки: Ревность. Партнер старается контролировать общение своего супруга или супруги, особенно, если речь идет о коммуникации с человеком противоположного пола. Допросы. Партнер требует постоянных отчетов по поводу того, чем занимался супруг, где был и когда. Придирки. Мелочные придирки абьюзера по любому поводу способны довести партнера до суицидальных мыслей, агрессивного состояния или депрессии. Обвинения. В абьюзивных отношениях один партнер всегда является виноватым во всех проблемах или виновным в том, что абьюзеру пришлось неверно поступить. Обидчивость. Абьюзер обижается по любому поводу, а шага к примирению всегда ждет от партнера. Лабильность настроения. Настроение абьюзера может меняться по любому поводу, зачастую в сторону негативного и агрессивного. После всплеска эмоций он быстро успокаивается, в то время, как партнер может еще долго отходить от его эмоциональной или физической вспышки. Абьюзер мужчина - признаки В 90% случаев абьюзерами являются мужчины. Это связано с доминирующей ролью мужчин на протяжении многих веков и с наличием у них высокого уровня гормона тестостерона, ответственного за агрессию. Абьюзера-мужчину можно узнать по таким признакам: у него разные требования к себе и к своей партнерше: то, что не позволительно женщине, он считает позволительным для себя; во время конфликта использует повышение голоса, крик; демонстрирует свое физическое превосходство, угрожает физической расправой; оставляет в одиночестве в незнакомом месте; обвиняет партнершу во лжи, проявляет недоверие к ее словам; контролирует телефонные разговоры партнерши, проверяет сообщения; абьюзер-мужчина ревнует к любому человеку, с которым общается партнерша. Чем лучше общение, тем больше ревность. Абьюзер-женщина - признаки. В абьюзивных отношениях негативную роль может играть женщина. Так как она слабее мужчины физически, абьюзер-женщина применяет другие способы для унижения и насилия над партнером. В ее арсенале присутствуют такие методы: отказ от физической близости, издевки над сексуальными возможностями партнера; свою агрессию женщина-абьюзер направляет на предметы партнера, бьет посуду, технику, портит одежду; следит за каждым шагом супруга, контролирует его таким образом, чтобы об этом знали все окружающие его люди; каждая встреча начинается с допроса где и с кем был; постоянное недовольство поведением супруга; ставит под сомнение способности партнера, критикует личность. Почему становятся абьюзерами? Есть несколько причин, почему человек становится абьюзером. Основными из них являются такие: в родительской семье были абьюзивные отношения; абьюзер подвергся сексуальному или физическому насилию в детском или подростковом возрасте; низкая самооценка абьюзера, которую он бессознательно пытается повысить за счет унижения другого; психические расстройства и заболевания; особенности характера: демонстративность, агрессивность, авторитарность, неумение себя контролировать, эгоистичность. Как вести себя с абьюзером? Абьюз в отношениях – это причина, по которой стоит разорвать отношения и попытаться начать новую жизнь. Человек, ставший абьюзером, не может без помощи специалиста изменить свое поведение и перестать унижать партнера и проявлять агрессию. Чем больше партнер старается подстроиться под обидчика и ничем не вызывать его гнев, тем дальше абьюзер заходит. Такой вариант семейных отношений является тяжелым для всех членов семьи, поэтому наилучшим выходом из ситуации является разрыв таких отношений. Как перестать быть абьюзером? Человеку, ставшему абьюзером, тяжело самостоятельно справиться с собой. Он считает свое поведение вынужденным, вызванным неправильным поведением партнера. Первое, что необходимо сделать для того, чтобы перестать быть абьюзером, - это осознать проблему. Физический, сексуальный или эмоциональный абьюз имеют последствия, которые и должны натолкнуть абьюзера на мысль, что он что-то делает не так. Ему следует понять, что основная причина кроется в нем самом, а не в окружающих людях. Чтобы избавиться от своих негативных привычек, психологи рекомендуют абьюзеру задуматься над такими вопросами: Какие ситуации вызывают негативную реакцию? Что является основной причиной такого поведения: травма детства, низкая самооценка, личный кризис, личностные переживания? Какие последствия абьюзивного поведения? Каким путем можно было иначе отреагировать на создавшуюся ситуацию? Последствия абьюза Абьюз имеет такие последствия: нарушение межличностных отношений; ухудшение доверия и межличностной близости; женская деградация после абьюза является зафиксированным фактом и связана с нежеланием женщины дальше стремиться к чему-либо и потерей интереса к жизни; снижение самооценки и устойчивое стрессовое состояние у партнера, подвергшегося насилию; сведение отношений к минимуму или полный разрыв. Книги об абьюзерах Чтобы лучше понять тему о насилии, стоит прочитать такие книги про абьюз: Ауд Далсегг «На крючке. Как разорвать круг нездоровых отношений". В книге объясняется, почему люди прибегают к насилию и как избежать абьюзивного влияния. Ланди Бэнкрофт «Зачем он это делает?». В интересной форме автор рассказывает о том, что не стоит терпеть абьюзивные отношения и стараться к ним приспособиться. Нэнси Прайс, Джеймс Грант «В постели с врагом». В этом художественном произведении описана проблема абьюзивных отношений, от которых главная героиня старается избавиться под страхом смерти.
 
 
 

Я НЕКРАСИВАЯ ИЛИ КОМПЛЕКС "ГАДКОГО УТЕНКА"

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Я чувствую себя «гадким утенком» - говорят о себе не уверенные женщины.   Вокруг нее кипит жизнь на «птичьем дворе», а  она смотрит на эту жизнь со стороны как она  проходит мимо. У нее нет друзей и  подруг. Ее друзья книга, кошки и собаки на улице. Она не любит зеркал и не смотрится в них, она не пользуется косметикой, считая это бесполезной тратой времени и денег. При этом в глубине души ожидая принца,  который ее расколдует.

Как и когда формируется этот страх, неуверенность в себе и комплекс «гадкого утенка», который всегда и во всем винит себя.  «Все вокруг хорошие, а я плохой » -  это ее установка.

Ася росла толстым, малоподвижным ребенком. Гуляя с бабушкой, она слышала:

-Не бегай, а то упадешь! Не  прыгай, а то споткнешься! Не кричи, горло простудишь! И вообще сядь рядом и сиди.

Она и сидела рядом на скамейке.

Перед школой похудела. Стала как все. А после десяти лет пошла в рост, похудела, вытянулась.

После чего стала слышать от мамы:

-У тебя на лице один нос и уши торчат. И плечи, как у пловчихи. У тебя совсем не женская фигура. В тебе нет женственности.

Ася поникла и перестала смотреться в зеркало. И ей было невдомек, что кроме носа на ее лице были огромные глаза, в которых отражался мир, ее внутренний мир.

Так она и росла с чувством своей не полноценности, со стыдом за свою не красивость, комплексом «гадкого утенка». Ее друзьями стали книги, там был иной прекрасный мир. Мир чувств, знаний, эмоций, грез. Ее любимой героиней стала Татьяна Ларина, она ее понимала, чувствовала, она была ей.

«Гадкие утята» действительно другие. Они очень чувствительные, тонкие, эмпатичные, готовые придти на помощь, даже жертвенные, трудолюбивые. Так как работа это способ самореализации и ухода от действительности.  Если человек, которого «гадкий утенок» считает другом, по какой-либо причине не может уделить «утенку»  внимания, «гадкий утенок» тут же уходит. Навсегда.

В семейной жизни «гадкие утята» жертвенны, они готовы услуживать всем: мужу, свекрови, детям. Они не ждут благодарности и счастливы лишь тем, что они кому то нужны.

Собственно их ни кто и не благодарит, воспринимая заботу «гадкого утенка» как данность. К ним не испытывают любви, уважения, чем еще больше усугубляя комплексы «утенка». В итоге зачастую их бросают.

Что же можно и нужно делать?

  • Научиться себя хвалить. Напишите, что вы умеете делать лучше всех, не важно, что это мыть пол или заплетать косу, главное, что делаете вы это хорошо. Главное научиться себя хвалить и не меньше 10 пунктов.

  • Напишите 10 пунктов, а лучше больше какой вы хотите быть, только пишите вы это в настоящем времени (Я уверенная в себе) ...

  • Зачастую интерес противоположного пола вызывают не писаные красавицы, а девушки с «изюминкой», харизмой. Вспомните актеров, даже у самых красивых из них есть недостатки, а если убрать фильтры и тюнинг, то у всех.

  • Развивайте в себе лидерские качества.

  • Поможет аутотренинг «я самая  обаятельная  и привлекательная », повторяемый три раза в день (на завтрак, обед и ужин).

  • Если вы ощущаете себя «гадким утенком» научитесь говорить о своих чувствах.

  • И последнее, посмотрите на себя в зеркало – вы давно уже прекрасный лебедь. Это видят все кроме вас.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде

Н. А. Заболоцкий

 

Я НЕКРАСИВАЯ ИЛИ КОМПЛЕКС "ГАДКОГО УТЕНКА"

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Я чувствую себя «гадким утенком» - говорят о себе не уверенные женщины.   Вокруг нее кипит жизнь на «птичьем дворе», а  она смотрит на эту жизнь со стороны как она  проходит мимо. У нее нет друзей и  подруг. Ее друзья книга, кошки и собаки на улице. Она не любит зеркал и не смотрится в них, она не пользуется косметикой, считая это бесполезной тратой времени и денег. При этом в глубине души ожидая принца,  который ее расколдует.

Как и когда формируется этот страх, неуверенность в себе и комплекс «гадкого утенка», который всегда и во всем винит себя.  «Все вокруг хорошие, а я плохой » -  это ее установка.

Ася росла толстым, малоподвижным ребенком. Гуляя с бабушкой, она слышала:

-Не бегай, а то упадешь! Не  прыгай, а то споткнешься! Не кричи, горло простудишь! И вообще сядь рядом и сиди.

Она и сидела рядом на скамейке.

Перед школой похудела. Стала как все. А после десяти лет пошла в рост, похудела, вытянулась.

После чего стала слышать от мамы:

-У тебя на лице один нос и уши торчат. И плечи, как у пловчихи. У тебя совсем не женская фигура. В тебе нет женственности.

Ася поникла и перестала смотреться в зеркало. И ей было невдомек, что кроме носа на ее лице были огромные глаза, в которых отражался мир, ее внутренний мир.

Так она и росла с чувством своей не полноценности, со стыдом за свою не красивость, комплексом «гадкого утенка». Ее друзьями стали книги, там был иной прекрасный мир. Мир чувств, знаний, эмоций, грез. Ее любимой героиней стала Татьяна Ларина, она ее понимала, чувствовала, она была ей.

«Гадкие утята» действительно другие. Они очень чувствительные, тонкие, эмпатичные, готовые придти на помощь, даже жертвенные, трудолюбивые. Так как работа это способ самореализации и ухода от действительности.  Если человек, которого «гадкий утенок» считает другом, по какой-либо причине не может уделить «утенку»  внимания, «гадкий утенок» тут же уходит. Навсегда.

В семейной жизни «гадкие утята» жертвенны, они готовы услуживать всем: мужу, свекрови, детям. Они не ждут благодарности и счастливы лишь тем, что они кому то нужны.

Собственно их ни кто и не благодарит, воспринимая заботу «гадкого утенка» как данность. К ним не испытывают любви, уважения, чем еще больше усугубляя комплексы «утенка». В итоге зачастую их бросают.

Что же можно и нужно делать?

  • Научиться себя хвалить. Напишите, что вы умеете делать лучше всех, не важно, что это мыть пол или заплетать косу, главное, что делаете вы это хорошо. Главное научиться себя хвалить и не меньше 10 пунктов.

  • Напишите 10 пунктов, а лучше больше какой вы хотите быть, только пишите вы это в настоящем времени (Я уверенная в себе) ...

  • Зачастую интерес противоположного пола вызывают не писаные красавицы, а девушки с «изюминкой», харизмой. Вспомните актеров, даже у самых красивых из них есть недостатки, а если убрать фильтры и тюнинг, то у всех.

  • Развивайте в себе лидерские качества.

  • Поможет аутотренинг «я самая  обаятельная  и привлекательная », повторяемый три раза в день (на завтрак, обед и ужин).

  • Если вы ощущаете себя «гадким утенком» научитесь говорить о своих чувствах.

  • И последнее, посмотрите на себя в зеркало – вы давно уже прекрасный лебедь. Это видят все кроме вас.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде

Н. А. Заболоцкий

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

 

 

 Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

  • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

 

 

Методика рисуночной фрустрации Роенцвейга

 Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

  • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

 

 rznc_23.jpg

 

 

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста
Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

  • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

 

НЕГГИНГ – это фраза, в которой одновременно заключен позитивный и негативный посыл

Неггинг – это фраза, информационное сообщение, в котором одновременно заключен позитивный и негативный посыл. От английского «negative» – «негатив», «негативный» То есть вам вроде бы по форме сказали комплимент, пожелали добра, продемонстрировали свое расположение к вам, но по факту обесценили, подчеркнули ваш недостаток, унизили. Манипулятивность данного приема в том, что он задевает человека за эмоции, нередко – за самое больное. Манипулятор преследует следующие цели: - Понизить самооценку человеку, сделать его более податливым и управляемым - Поставить себя в «позицию сверху». Сделать так, чтобы объект пытался заслужить любовь манипулятора, быть для него лучше - Программировать человека определенным образом, тем самым усиливая контроль над ним - Самоутверждаться за счет принижения, обесценивания другого человека Неггинг коварная манипуляция Близкие роняют вашу самооценку и подчиняют своей воле Манипулятор всегда объясняет свои фразы, действия, свою позицию, тем что: - он желает только добра - вы же свои люди, какие тут могут быть обиды - он так хотел вас взбодрить, мотивировать - он хочет сделать человека еще лучше Основные схемы, по которым реализуется неггинг 1) Комплимент с душком Сказали комплимент, но в комплимент «завернули» что-то неприятное, подчеркнули недостаток: - Какое у тебя стильное платье. Только этот фасон рассчитан на высоких и стройных. 2) Обидные прозвища и шутки Прозвища, определения, которые показывают человека не с лучшей стороны: - Ты моя коротконожка - Наш любимый толстячок 3) Человеку присваивают «низкий уровень» Когда начнут говорить на какую-то тему, а потом дают понять, что это не его уровень, он не дорос, не его ума дело: - Ну тебе это не понять - Сам понимаешь, эта сфера для избранных 4) Постоянное соперничество Вместо того, чтобы похвалить, поддержать человека, когда у него происходит что-то хорошее, манипулятор сразу это обесценивает и вставляет какое-то свое достижение, даже не к месту и не в тему: - Я еще в прошлом году это купил / Я в эти годы уже был начальником / Я в то время вообще это имел 5) Прилюдное вскрытие личной информации Когда вспоминают какой-то нелицеприятный факт из биографии человека, его домашнее прозвище, его страх, его секрет и выносят это наружу другим: - У него во дворе было прозвище… - У Маши с детства подруг не было вообще - Витя признался, что больше всего боится, что жена его бросит Если с вами так обращаются Если в ваш адрес кто-то использует такие приемы, то очень сложно назвать такого человека вашим настоящим другом или верить в то, что у него к вам искренняя любовь. Не пытайтесь заслужить признание от этого человека, не ввязывайтесь в перепалку, не оправдывайтесь перед ним. Держите дистанцию, не вовлекайтесь эмоционально. В каких-то случаях игнорируйте, а в каких-то случаях стоит дать отпор. #холистическиймассаж #психолог #психология #психологияжизни #психологдляподростка #телеснаятерапия #телеснаятерапиясамара #семейнаятерапия #соматика #индивидуальныеконсультации #психологиядетей #психологияподростка #болезни #эмоции #массажсамара #самара #гипотериоз #остеохондроз #больвспине #массажспины #психосоматическиймассаж #психологсамара #психосоматика

ЧТО ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧЕШЬ?

Задай себе вопрос. Что ты хочешь?

Именно ты. Не для любимых, близких, знакомых. А для себя и своей жизни.
Эгоистично? Да, но я не о том, чтобы забыть об окружающих.

Без важных ответов о себе, ты растворяешься во внешних желаниях. Как итог - черная дыра неудовольствия происходящим. Привычное удовлетворение радостью других перестанет работать. И эти же люди попросят тебя вспомнить о себе.

Итак, отвечая на вопрос «Что ты хочешь?"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Ты знаешь ответы и их реализуешь
Отлично, я рад за тебя. Важна гармония в твоих желаниях и важных для тебя людей.

Отмахиваешься с ощущением бессмысленности думать об этом сейчас
Находясь в состоянии выживания часто не до этих вопросов. Нет времени. Это не самое главное. Вернусь к ним, когда станет легче.
Определи время. Если это не месяц и не год, то это не эпизод. Это и есть жизнь, в которой поставив себя на последние места, ты не помогаешь, а усугубляешь ситуацию.

Возникает пауза и недоуменное осознание, что ответа нет
Видимо ты давно живешь в этих приоритетах и потребность учитывать свои желания растерялась. Вспомни, о чем ты мечтал. Как сейчас ты относишься к мечтам. Отказался? Начиная от простого, легко выполнимого, постепенно усложняя верни себе ощущение возможностей.

Формируешь список пустых, правильных ответов
Ты выбрал путь соответствия. Это могут быть внешние желания, яркие примеры как классно жить, стереотипы счастливой жизни.
Для кого-то они работают. Но ты больше, чем маркетинговая картинка. У тебя есть свои чувства и свои стремления. Именно в них находится твое счастье. Стоит разобрать шелуху привнесенных образов и услышать отклик, что твое сердце наполняет радостью и счастьем.

Это не такой простой вопрос, как кажется. И может сейчас отличный момент подвести итоги года и услышать как на самом деле ты хочешь жить, чем заниматься, где и с кем проводить время. Позволь себе помечтать.
Ответы позволят тебе больше ценить настоящее. События, людей, отношения.

 

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Ограничивающие убеждения или установки - это программа поведения человека, которая заложена на подсознательном уровне. Часть из них мы получаем в детстве, часть - в результате личного опыта. Важно понять, мешают ли они нам в достижении цели?

Приведу простой пример: человек хочет много денег, но при этом считает, что среди богатых нет нормальных людей, деньги портят человека. И конечно, с таким убеждением дорога к деньгам для такого человека закрыта. Или женщина хочет отношений, но в глубине души считает, что всем мужчинам верить нельзя.

Примеры ограничивающих убеждений:

у меня никогда ничего не получится

я бестолковый

без связей хорошую работу не получишь

честным путём больших денег не заработаешь

за большие деньги приходится расплачиваться тяжелым трудом

духовные люди не думают о деньгах

появление семьи и детей- конец свободной интересной жизни

настоящих мужчин не осталось

Порой самому сложно отследить такое несоответствие в целях. И здесь можно обратиться к психологу, это даст более быстрый результат.

А можно попытаться проделать эту работу самостоятельно:

1.Найти установку. Подумайте, в какой области у вас есть цель, которую вы не можете достигнуть, есть сложности: отношения, деньги, карьера. А теперь вспомните, что говорили ваши родители об этом. Или прислушайтесь, что в глубине души вы об этом думаете

2.Теперь, когда вы нашли установку, важно понять, от чего она вас защищает, в чем ее ценность. Например установка «мужчинам верить нельзя» защищает  от потенциальной боли в результате неудачных отношений. Но теперь важно понять, что в то же время она лишает важной части жизни, лишает возможности чувствовать любовь, нежность, близость с другим человеком

3. Поменяйте формулировку. Но я считаю, что недостаточно просто повторять себе вместо «мужчинам верить нельзя» - «я наслаждаюсь отношениями». На мой взгляд, нужно расширить свою картину мира, выйти за свои «шоры», задать себе вопросы: а всем ли мужчинам верить нельзя? А есть ли у меня в окружении примеры надежных мужчин? И наверняка вы найдёте несоответствие этой установки с реальностью.

 

КАК ИЗБАВИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ЗАВИСИМОСТИ К ГАДЖЕТАМ

Очень часто к психологам обращаются родители с проблемой зависимости ребенка от гаджетов. Когда ребенок большую часть своего времени погружен экран “мобильника”, планшета или монитор компьютера.

И это действительная проблем, ведь по сути это уход в “параллельную реальность”, отрыв от социума и многое другое…

Уделяя излишнее время гаджетам, дети часто забывают вовремя поесть, сделать уроки и т.д.

Самое печальное, что следствием всего этого является повышенная раздражительность, неуспеваемость в школе, снижение физической активности,  низкая социальная адаптация и т.д. 

И конечно же, когда родители все это замечают, начинают бить тревогу…

Это или резкое ограничение пользованием гаджетов, система наказаний, и если уже ничего не получается, обращения к психологу…

Проблема заключается в том, что дети берут пример с родителей, и прежде всего стоит начать с себя. 

Задумайтесь, какой пример подаете вы?

Как часто сами зависаете в телефоне или другом гаджете, тем самым уделяя меньше внимания ребенку?

Как вы освобождаете свое время, чтобы чем то занять ребенка?

Кто дал ребенку в руки эту игрушку?

Помните, что погружаясь в мир гаджетов ребенок принимает решение отказаться от участия в реальной жизни,  и если вовремя не позаботится, то он станет слугой гаджетов. Стоит задуматься, что мы можем сделать, чтобы гаджеты служили нам,а не мы им.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Что же можно сделать? 

Как помочь своему ребенку быть свободным от гаджетов:

 Важно помнить, что стоит отказаться от резких изменений. Делайте все постепенно, плавно, шаг за шагом, идя к намеченному результату.

 Ребенку до 9 лет нет особого смысла объяснять почему и рассказывать последствия, т.к. до этого возраста ребенок живет желаниями, и он выбирает то, от чего получает большее удовольствие. 

Для получения желаемого результата, очень эффективно стать примером для своего ребенка, показывать, как делать, на собственном опыте и брать ответственность за развитие в свои руки. Больше проводить времени с ребенком, играть с ним в развивающие игры, гулять. Также будет полезно, организовать его досуг, записать в секции, кружки, и т.д.

5 рекомендаций, как избавить своего ребенка от зависимости к гаджетам:

1. Детям дошкольного возраста, очень хорошо, без морального насилия, могут помочь, волшебные терапевтические сказки, например такие как “Антикапризин" и  “Приличный телевизор”. 

2. Для детей постарше, очень важен личный пример! Прежде всего личным примером должны быть родители

    Стоит создать в семье культуру пользования гаджетами и безупречно соблюдать правило всей семьи. Например, можно создать расписание и пользоваться гаджетами только в определенное время. Кстати, внедрив такую культуры, вы заметите, что сами стали менее раздражительными и более сфокусированными на конкретном деле, т.к. не будите отвлекаться постоянно на свой телефон или планшет.

    Добавить культуру совместного отдыха. Таким образом, чтобы ребенку и вам это было в удовольствие. Найдите такие варианты, где каждый будет наслаждаться самим процессом:

- Активные игры;

- Прогулки на природе;

- Совместные развивающие игры;

- Спортивные игры.

3. Выберет время и пройдитесь по кружкам и секциям.

Пока не попробуешь не узнаешь. Пройдите тестовые занятия, познакомьтесь с тренерами и преподавателями, выберите те, которые по душе. 

4. Развивайте у ребенка системное мышление.

  • Вместе размышляйте, кем он хочет быть, помогайте создать устойчивый образ будущего;

  • Разбирайте на примерах причинно-следственные связи:

  • Например, когда он будет великим спортсменом, музыкантом или актером, навряд ли это про то, что в будущем он также будет сидеть уткнувшись в гаджет…

  • Какие последствия будут если неправильно питаться?

  • Что будет,  если выполнять домашние задания ежедневно?

  • Что будет если не выполнять?

  • Насколько проще сделать дело сразу, чем откладывать на потом?

  • Какие будут последствия, если пропускать занятия и.т.д.

5. Научитесь слушать своего ребенка. 

 Возьмем пример из жизни. Предположим ваш ребенок говорит, что не хочет идти в учебное заведение (школа, колледж, институт). 

Что вы обычно делаете в таком случае? 
Вы действительно искренне принимаете решение понять своего ребенка? 
Что именно у него за этим “не хочу”?
Вы предполагаете опыт ребенка? 
Какие эмоции он испытывает? Что у него на душе? 
Как часто вы действительно имеете намерение узнать, что именно за этим “не хочу”? 
Вы искренне хотите понять и услышать своего ребенка или получаете и даете советы?
Типа: “Даже не думай”, “Будешь неучем, без образования не возьмут на хорошую работу”, “все учатся ты учись” и т.д.

Очень часто мы только отстаиваем свою позицию и имеем намерение во чтобы то не стало быть правым. Измените свою стратегию, примите решения слушать и понять своего ребенка.  Дайте ему почувствовать себя понятым. И тогда и только тогда, у вас есть шанс разговаривать с ним на одном языке.

 Умение слушать, пожалуй один из тех навыков, который стоит прежде всего развивать, ведь через отношения мы получаем все, что имеем в жизни.

 Прежде всего стоит осознать, что решение, это первопричина. 

И тогда, можно принять решение безусловно слушать своего ребенка. 

Слушать с намерением понять.

Используйте навыки эмпатического слушания:

- примите решение слушать;
- откажитесь от намерения менять ребенка;
- предположите опыт своего ребенка вслух;
- получите подтверждение того, что он ПОНЯТ, ответ “ДА”;
- осознайте смысл его намерения;
- предложите найти совместное решение, которое устроит и вас и его.

Возможность договориться есть всегда, помните, не получается, сделай по другому…

Организовывайте досуг своего ребенка так, чтобы он был вовлечен в эти процессы и радовался этому!

 

РЕБЁНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ.

У ребенка нет мотивации к обучению. Что делать? С таким вопросом на консультацию обращаются довольно часто. Желание родителей исправить это, можно понять, ведь все хотят, чтобы ребенок хорошо учился и делал это с удовольствием, то есть охотно. Вот этой «охотой за охотой» и занимаются родители детей, которые не имеют мотивации к обучению.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Почему у детей нет мотивации?

Начнем разбираться в этом вопросе с дошкольного возраста. Школа начинается задолго до того, как первоклассник переступит ее порог. Примерно с пяти лет ребенок вступает в фазу активной подготовки к школе. Да-да, вовсе не за полгода до школы, когда многие дети дружно начинают ходить в различные центры на подготовку. Многие родители уверены в том, что этого времени достаточно, что всему, что нужно, ребенка потом научат в школе. Прошли те времена, когда первоклассники несколько месяцев знакомились с буквами и учились писать, причем сначала карандашом, за это время привыкая к новым условиям и новым обязанностям.

Сейчас ребенок должен прийти в школу уже с огромным багажом знаний и умений, он должен уметь слушать и слышать, выполнять инструкцию и делать то, что от него требуется на уроке. Для этого все высшие психические функции должны развиты в соответствии с "возрастными нормами". Но далеко не все психические процессы к началу школьного обучения созревают. Даже если по возрасту ребенок готов пойти в школу, по факту выдержать школьную нагрузку может не каждый. Мотивация к школьному обучению тоже есть не у всех, а между тем, мотивация одна из главных составляющих обучения.

Что такое мотивация?

Мотива́ция (от лат. movere «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Такая формулировка понятна для взрослого человека, у ребенка пока нет взрослой мотивации. Лучшей мотивацией для первоклассника является поддержка и похвала родителей, сравнение с его собственными достижениями, а не с достижениями других детей. Также не менее важна роль первого учителя, его отношения к работе и ученикам. Учитель выступает одним из главнейших мотиваторов успешного обучения.

Каковы основные причины отсутствия мотивации у ребенка?

Выбор первого учителя. Многие родители выбирают учителя по принципу:

  • чем больше стаж, тем лучше;

  • строгий, чтобы «держал в руках»;

  • "чтобы много задавал", не смотря на то, что в первом классе домашних заданий не предусмотрено;

  • чтобы был в контакте с родителями, желательно, в постоянном.

Все эти критерии родителей могут стать причиной снижения мотивации у ребенка, вплоть до отказа от посещения школы.

Школьная незрелость. Одним из наиболее важных критериев успешного обучения является психологическая готовность к процессу обучения, то есть преобладание познавательной деятельности, а не игровой. Даже если ребенок до школы научился читать и писать, это не гарантирует успешность дальнейшего обучения. На этом новом этапе жизни, ребенку необходимо уметь подчиняться школьным правилам, воспринимать, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию и обладать необходимыми коммуникативными навыками.

Домашние задания. Выполнение д/з вечером, после работы родителей, превращается в ад для ребенка. Многочасовые сидения ребенка за столом под давлением со стороны родителей, а бывает и под крики и упреки, сравнения с другими детьми, могут «убить» мотивацию, даже при наличии хорошего учителя и готовности ребенка к школьному обучению.

На прием к психологу чаще всего родители с первоклашками приходят в конце сентября-начале октября, то есть буквально в самом начале учебного года. Родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, искренне не понимая причин, приводящих к отсутствию мотивации.

Перечисленные выше причины были выделены не случайно, а в процессе многолетней практики в качестве психолога, нейропсихолога. Как известно, проблему легче предупредить, чем корректировать. Возможно, для кого-то эта информация станет предупреждением или призывом к действию, и родители будущих первоклассников более ответственно подойдут к первому учебному году своих детей.

Выявление уровня готовности к школьному обучению поможет сохранить и развить мотивацию ребенка. В этом вопросе лучшим помощником является детский нейропсихолог, нейропсихологические занятия будут полезны даже если ваш ребенок идет в первый класс в этом году.

КАК ЖИТЬ СЧАСТЛИВО?

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

На сегодняшний день  огромное количество народа не живут, а существуют в страхе, агрессии и печали. Они думают, что большинство событий, происходящих в их жизни, хаотично случаются и  не зависят от них. Это происходит потому, что  сто процентов внимания человек направляет к мыслям своей голове и картинкам, которые там есть.

А как же надо?-спросите вы. Надо направлять 90 процентов внимания в чувства, идущие из души и тогда будет то самое спокойное и доброжелательно- радостное состояние, состояние наполненности жизни, которое и называется счастьем.

Любая эмоция  возникает как следствие определенных мыслей. Каких:пугающих, угрожающих, важных или неважных? Но ключевой момент здесь в другом- вся эта программа начинает работать исключительно после того, как человек вложит в нее свое внимание.Вот как раз от этого ключевого момента и отведено внимание большинства людей.Поэтому очень важно разобраться, что же такое внимание человека и чем оно ценно на самом деле.Мы постоянно им пользуемся в течение дня.Часто можно услышать: обрати внимание, будь внимательным, переключите свое  внимание, не могли бы мне уделить внимание.То есть по большому счету, пока человек не уделит внимание, никакое действие не совершится.

Чтобы это стало ещё понятней приведу пример.Вот я проснулась в выходной день, и у меня в голове начинают мелькать разные мысли, разные идеи как мне этот день провести.Я могу проведать своих родителей, сходить в гости к своим друзьям, остаться дома и заняться какими-то своими делами, пойти в парк погулять. Мысли приходят в виде картинок.Как  я гуляю в парке или как уже к друзьям еду,  и вот какая картинка привлечет мое внимание,какую мысль я выберу, то действие в итоге и произойдет.

Важно понимать этот механизм, потомучто люди часто не осознают, что прежде чем они примут решение, происходит целая цепочка определенных действий. Начинается это с вложения внимания в картинку, которая возникла в голове и которой человек уделил внимание.После этого у нас возникают эмоции, соответствующие этим мыслям.После них формируется желание, делать с этим что-то или нет, идет реакция в теле и только потом принимается решение, это будет или не будет и совершается действие.

 Ученые имеют возможность наблюдать, какие зоны мозга становятся активными когда человек принимает то или иное решение, но так не нашли пока где живет внимание.

В современной науке внимание определяется как сосредоточенность сознания, его направленность на то, что сейчас имеет значение для человека, то есть Внимание- это функция сознания.

Сознание удерживает внимание часто на тех мыслях и образах, среди которых преобладают вызывающие эмоцию страха и агрессии, а в будущем даже потенциально какое-нибудь психическое расстройство.

Получается, что если как говорит психология, человек-это тело и сознание, то получается что это  разумное существо, которое само себя разрушает, доводит до психических расстройств. Или нам нужно искать правильный ответ кто такой человек. Уже сейчас  существуют знания об истинной природе человека.

Человек это личность, и внимание это инструмент личности.Благодаря вниманию каждый человек может определять свою судьбу он может выбирать обрести жизнь или прийти к смерти находиться в состоянии любви или в страхе, как это происходит обычно.

То есть внимание это энергия или точнее сказать  ключ к жизненной энергии. Человек как личность может выбирать, как ее использовать.

Схема реализации действия в трехмерности: картинка-мысль- эмоция- химия в организме-действия. Ни одна эмоция не реализуется, если в картинку в мыслях не будет вложено это внимание. Без внимания ничего в этой жизни не происходит.

Еще доказательством этого является так называемый Эффект Наблюдателя. Он заключается в том, что вся материя существует только лишь потому, что за ней кто-то наблюдает.

 

ПРО СТРАХ.

Страх - это, что пугает многих, делает слабее, замораживает, затормаживает. И мы часто не знаем, что с ним делать. В страхе, наш мозг с невероятной силой начинает работать, защищая нас, уводить, уберегать, искать выходы избежать страх. Наш мозг озадачен удалить страх, и побороть его.

Страх запускает в нас процессы, в которых мы не входим в отношения, не контактируем с людьми, не устраиваемся на работу, не переходим на новую линию жизни, молчим, терпим, не живем. В страхе мы принимаем быстрые и четкие решения, или не принимаем никакие, мы отказываемся от всего не нужного, отдавшего и плохого, мы очищаемся, чтобы идти дальше, но стоим на месте.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

В моменте страха, испытывая его, мы стараемся не фиксироваться на нем, нам так страшно что кажется, накроет или разорвем и мы не смотрим в него. Но, Страх это важная отправная точка, которая многих тормозит, а для многих служит трамплином. Чтобы это был трамплин свой страх важно не гнать, а быть с ним знакомым.

Правда, страха в том, что он нам необходим, он нам очень нужен. Страх это некая точка сборки, когда мы в шоке, напуганы, парализованы, только оттолкнувшись от него или вместе с ним перейдя сильное чувство, мы получаем новый результат.

Первое, что важно понимать, что страх приходит зачем-то. У него есть функция, роль которую он несет. Он не всегда хочет напугать или навредить, зачастую помочь и провести вперед. Страх родом из раннего детства, он создан либо функциями защиты, либо навязан родительской фигурой ярко обрисованной. Зачастую страх — это то, что воображаем мы сами. Страх порождается путем его подпитки, растёт с  событиями из жизни, негативом в своей окружающей среде.

Страхи порождаются там, где этому дают волю. Исключить возможность его порождения может быть сложно, но при понимании его существования лучше всего начать бороться не с его симптомами, а с ним самим. Выяснив откуда он, зачем приходит, какую роль играет и что он каждый раз хочет сказать.

Страх делает всегда определенную работу, он бывает разным. Иногда он для того, чтобы все пересмотреть, иногда для того чтобы начать сначала, иногда найти другое направление или новый способ. Иногда это способ быть ребенком и бояться чего-то своего. Поэтому важные вопросы к себе:- «Зачем мне страх? Про что он для меня? Зачем пришел сейчас?» Только взаимодействуя со страхом, не исключая его, а принимая можно пойти дальше.

Очень важно работая со страхом подумать, что самого страшного может случиться, смогу ли я это пережить, как я буду это переживать? Иными словами рассмотреть момент катастрофизации. Размышляя об этом, рассматривая вариант того, что может произойти, частенько все оказывается не так и страшно, с возможностью это пережить.

Признайте свой страх и улыбнитесь ему! Подружитесь с ним.

Крошка Енот! Ступай на пруд. 
— Нет-нет!
— Но не бери с собой палки и не строй ему рожи. А улыбнись!
— Хм, и больше ничего? Ты уверена?
— Да, я уверена. Только улыбнись!

(Из мультфильма «Крошка Енот»)

 

Пути исцеления психосоматического заикания

 

Медики и логопеды утверждают, что заикание, которое появляется в результате неправильного (стрессового) воспитания, — явление обратимое. Это значит, что все виды невротического заикания успешно лечатся. Особенно быстро и эффективно такие виды речевого нарушения лечатся до достижения 12-15 лет (окончание пубертатного или подросткового периода).

Поэтому в детских садах действуют специальные логопедические группы, работа которых основана на игровой терапии, логопедической ритмике (говорение в такт с ритмичными движениями пальцев, говорение нараспев и др.) и др.

Следует отметить, что кроме работы специалиста-логопеда, очень важна и параллельно выстроенная семейная терапия (релаксация, отвлечение внимания, позитивное внушение).

Веселье

И это естественно. Ведь, если, как пишут психологи, часто именно семья становится провоцирующим фактором появления заикания, то, конечно же, именно она, в первую очередь, и должна проявлять усилия по снятию стрессовых причин и восстановлению нормальных условий для развития ребенка (любовь и полное принятие и т.д.).

И восстановление этого речевого нарушения у детей постарше будет зависеть от семьи и ее усилий. Эмоциональная поддержка близких, атмосфера душевного тепла и уважения всех членов семьи, чуткость и внимательность в отношениях, любовь родителей – все это поможет подростку осознать, что его любят, что он в безопасности. Эти заново восстановленные базовые чувства позволят ему вернуть потерянное чувство уверенности в себе и веру в свои силы.

Что касается путей исцеления невротического заикания уже взрослого человека, то здесь необходима работа над собой.

Первое, что следует сделать – это проанализировать свое детство и юность и найти психологическую причину — момент, после которого началось заикание (подсказки даны выше).

Второй шаг исцеления связан осознанием и принятием причины: «Да, в детстве так получилось, что я таким образом отреагировал на испуг или на ошибочный метод воспитания родителей. Но сейчас я – взрослый человек и понимаю, принимаю и прощаю себя, родителей (или других, кто участвовал в ситуации появления недуга). Сейчас я могу свободно выражать свои желания, высказывать свою точку зрения. Надо мной сейчас никто не властен, никто меня не торопит, не одергивает, и мне не нужно никого бояться…» и т.д.

Параллельно с изменением своего привычного пугливого и неуверенного мышления, можно и нужно использовать различные техники релаксации, дыхательные техники, проговаривать аффирмации, взять на вооружение арттерапию, песенную терапию (выявлено, что при пении заикание исчезает) и т.д.

#холистическиймассаж #психолог #психология #психологияжизни #психологдляподростка #телеснаятерапия #телеснаятерапиясамара #семейнаятерапия #соматика #индивидуальныеконсультации #психологиядетей #психологияподростка #болезни #эмоции #массажсамара #самара #гипотериоз #остеохондроз #больвспине #массажспины
#психосоматическиймассаж #психологсамара #психосоматика

 

НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО И ВОТ ОПЯТЬ !

"Никогда такого не было и вот опять!" 📛 🤦 И далее с десяток вариаций "да не стрессую я, ну так по мелочи, но от этого не могло заболеть(высыпать,воспалиться и т.д. и т.п.)" И так, что такое 🔻ТРЕК🔻 в психосоматике: ⠀ Когда мы переживаем травмирующие события мы испытываем ШОК 😖 и наше бессознательное, наш мозг считывет и запоминает все обстоятельства связанные с конкретной конфликтной ситуации через органы чувств. ⠀ И запоминает мозг абсолютно всё: звуки, запахи, температуру, погодные условия, даже магнитное поле, слово, фразу, и ощущение связанное с этим словом🤯 - это как "аллергены", которые в следующий раз будут запускать реакцию в теле. ⠀ И если вроде нет стрессовой ситуации, а есть регулярно повторяющиеся заболевания - например,кожные высыпания, любые приступы, частые простуды🤧, любые симптомы, которые перешли уже в хроническую форму и частые рецидивы🤕 - это говорит о том, что человек "вляпывается" в этот стресс снова и снова. ⠀ Но проживает его на внутреннем уровне, сам того как правило не осознавая, намного быстрее и ощущает уже только последствия этого переживания - симптом. ⠀ Смысл трека это предупреждение🚨. Во избежание повторного болезненного опыта, т.к. в дикой природе это служит для обеспечения выживания - там больно, туда не ходи!! 🤷Так что же с этим делать❓⤵ 👉Идти к психологу и в терапии поднимать, разбирать, перебирать и производить реконструкцию стрессового события или событий, которые послужили запуском заболевания🌺 ⠀ Замечали у себя подробное? ⠀ 🌺 Автор текста - психолог центра «Надежда» Башкина Анна

Я ЕСТЬ, НО МЕНЯ НЕТ.

Я есть, но меня нет – состояние небытия знакомо многим. Состояние, в котором меня нет, другие лучше чем я, чувствования себя неудачником, никчемным, одиноким человеком с сильными страхами.


Скорее всего, что-то произошло в очень ранний период жизни, там, где мы не понимали, что с нами происходит,  не могли сказать, и что-то перепутали. Именно там разрушился наш мир,  потребность жить переросла в выживания. Боль от несостоятельности, ненужности, не любви была настолько сильна, что убивала нас, чтобы не чувствовать  пришлось  отщепить чувства, чтобы продолжать удерживаться в иллюзиях и выживать.

Последствие травм – беспомощность, невозможность сказать что чувствую, невозможность оттолкнуть, невозможность уйти, невозможность выдержать.

Причинами являются детство и все что произошло с нами:

- Дети, матери которых хотели сделать аборт.

- Дети, пережившие осложнения при родах.

- Дети, попавшие в эмоциональную изоляцию « недоступная мать»

- Ранняя разлука с матерью.

- Дети, которых не воспитывали родители, а воспитывала бабушка.

- Дети, пережившие физическое и эмоциональное насилие.

С первых дней своей жизни, мы чувствуем хотят нас или нет, любят или нет, принимают или нет. С появлением на свет происходящая реальность заливает фундамент в нашу психику, отсюда формируется мысли, установки, поведение.

Ребенок хочет жить, любить и быть любимым. Чувство отверженности, отталкивания приносит боль, чтобы не чувствовать боль нужно замереть, заморозить, отщепить. Если меня нет, боли тоже нет.

Не быть - спасение от несостоятельности, уход в виртуальный мир, погружение в некий сон, в котором я не живу, значит - не болит. Состояние небытия во взрослом возрасте поддерживается алкоголем, наркотиками, азартными играми.

В игре в прятки от всех, угождению других, оправданию надежд мамы жить как показывает практика сильно трудно. Чувства ценности себя отсутствуют. Для того чтобы что-то изменить, важно вернуться к первоначальным потребностям и начать их удовлетворять самостоятельно. Свои, а не чужие, сменив фокус внимания с других на себя «Я важная фигура для себя».

Мы не умели делать этого, нас не научили этому навыку пресекая наше хочу. Страх боли и не состоятельности происходит, потому что мы заперты в своем внутреннем ребёнке и умеем только удовлетворять потребности других, но никак не свои.

СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Почему женщина может годами быть недовольна внешностью, недостатками, из-за которых она испытывает чувство стыда, вины, ненависти к себе, но так и проживает жизнь не принимая себя?
Почему человек держится за ненавистную работу, доводя свой организм до заболеваний и регулярных стрессов, но ничего не меняет?
Почему человек может бесконечно терпеть измены своего партнера, но продолжать с ним жить, надеясь, что вскоре все изменится к лучшему?
Почему человек годами может проклинать свою страну, город, деревню, но так и оставаться в неизменном положении?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

В психологии этот феномен можно обьяснить как синдром выученной беспомощности.

Мартин Селигман взял опыт собаки Павлова, только давал животному не еду, а бил его током. Клетка была закрыта, и со временем, собака перестала пытаться убежать от разряда. Потом ее переместили в загон с бордюром, но она все равно не пыталась сбежать – так формируется выученная беспомощность.
М. Селигман выдвинул революционный тезис: собаки остаются в клетках не потому, что не боятся удара током, а потому, что привыкли к неизбежному: в ходе эксперимента они не раз пытались убежать, но у них это не получалось.

Так же у людей закрепляется способность жить с нелюбимым человеком, терпеть ненавистную работу, ненавидеть своё лицо и тело годами, оставляя в конечном итоге все неизменным.

Выученная беспомощность — состояние, при котором кажется, что:
* Старания не имеют смысла.
* Все равно ничего не изменится.
* “Невозможно просто взять себя в руки”.
* “Я безнадежен”.

С проблемой эффективно борется когнитивно-поведенческая терапия. Терапия позволяет перекодировать негативные убеждения человека и задать ему принципиально новую установку на успех.

Психотерапия состоит из этапов:

1)Определение негативных установок

2) Перекодировка беспомощности на жизнестойкость

3) Повышение самооценки и уверенности в своих силах

4) Формирование адекватной «Я концепции» и знакомство с ней

5) Прививание навыков использования потенциала личности на практике.

 

КАК ТОКСИЧНЫЕ МАМЫ ПОРТЯТ ЖИЗНЬ СВОИМ ДЕТЯМ. 8 ТИПОВ ТОКСИЧНЫХ МАТЕРЕЙ

Все чаще и чаще мы слышим о токсичных отношениях и о токсичных людях. Больше всего от токсичных отношений страдают дети, ведь ребенок никак не может повлиять на своих родителей. Поскольку именно мама оказывает на протяжении всей жизни влияние на ребенка, термин «токсичность» чаще применяется к матерям, нежели к отцам.

В психологии выделяют 8 самых распространенных типов токсичных матерей. Давайте подробнее узнаем о них:

1. Невключенная мать

-«Мама, через пару недель я ложусь на операцию. Первую неделю мне нельзя будет вставать. Сможешь приехать ко мне?»

-«Нет, у меня будут другие дела в это время. Я, думаю, ты и сама без меня справишься».

Такая мама всеми своими действиями посылает ребенку сигнал: «Ты мне не нужен». Ей безразлично, что происходит с ребенком. Дети таких матерей живут в постоянном эмоциональном голоде, они просто не ощущают любви.

2. Контролирующая мать

- «Мама, я снова выхожу замуж».

- «Что ты сказала? Ты вообще меня спросила? Со мной посоветовалась? Ты сначала подумай, надо ли оно тебе. А то собралась тут она замуж».

Контролирующая мать словно говорит ребенку: «У тебя ничего не получится без моего одобрения». В итоге ребенку на протяжении всей жизни трудно принимать решения самостоятельно, он словно ждет одобрения мамы, даже если уже мамы нет в живых.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

3. Эмоционально недоступная мать

-«Мама, мы с мужем разводимся. Очень переживаю по этому поводу».

-«Хватит тут нюни распускать, переживает она. Раньше думать надо было. А сейчас собери волю в кулак и иди на работу».

Такая мать не воспринимает эмоции своего ребенка, у нее плохо развита эмпатия и способности сочувствовать. Ребенок не может почувствовать эмоциональную поддержку от такой мамы. Во взрослом возрасте возникает желание постоянно получать подтверждение, что тебя любят.

4. Мать слитая с ребенком

-«Мама, я завтра переезжаю к Саше».

-«Так, завтра мы поедем вместе, я посмотрю, что там вам нужно сделать. Может шторы новые сшить? Или обои переклеить? Ты хоть не забывай меня, почаще приезжай, а то сейчас забудешь свою мать родную с этим Сашей».

Такая мама полностью погружена в своего ребенка. Ребенок для нее является главным смыслом жизни. Естественно, когда ребенок вырастает и отдаляется, мать начинает испытывать страдания и всячески манипулирует ребенком. Такая мама словно говорит: «Я не хочу, чтобы ты взрослел, оставайся ребенком». Ребенку сложно стать самостоятельным в таких отношениях.

5. Нападающая мать

- «Мама, можно мы с ребятами в выходные соберемся на даче?»

- «Так, я не поняла, вы чего удумали? Решила напиться там что ли? Мозги совсем свои потеряли? Никаких дач, сиди и учись все выходные».

Такая мать постоянно обвиняет, критикует, оскорбляет. Она всегда найдет повод для чрезмерных переживаний. Мать транслирует ребенку: «Ты испорчен. Только я смогу тебя исправить». Ребенок всю жизнь будет испытывать чувство вины.

6. Непредсказуемая мать

-«Мам, ну что, я Петю завтра приведу с ночевой, как и договаривались?»

-«Да ты только и можешь использовать меня в своих целях. Сколько я ночей с тобой не спала. А сейчас опять продолжение что ли? Сама решай свои проблемы».

-«Мам, так ты ведь мне сама вчера предложила, а сегодня что случилось?».

Такая мама проявляет нестабильность и непредсказуемость, ребенок просто не знает, что от нее ожидать. Ребенок постоянно живет в состоянии боевой готовности: «А вдруг я что-то сделаю не так». Обычно такие дети превращаются в тревожных взрослых, которые боятся лишний раз радоваться хорошему.

7. Эгоистичная мать

-«Дочка, завтра отвезешь меня в аэропорт в 11 утра».

-«Мама, но у меня в это время важное совещание».

-«Для тебя что, совещание важнее матери? Не ожидала я такого свинства».

Такая мать полностью сконцентрирована на удовлетворении своих потребностей. Ей совсем неважно, чего хочет её ребенок. Ребенок получает эмоциональный посыл: «Не будь. Ты зависишь от меня». Ребенок при этом не ощущает любви и принятия.

8. Мать – ребенок

-«Дочь, у меня кран потек. Что мне делать?»

-«Вызови сантехника, он починит».

-«А давай ты сама вызовешь. Можешь заняться этим вопросом? А то я не справлюсь».

-«Мам, я сейчас на работе. Пока не могу».

-«Все понятно, вот как ты мать уважаешь, что время найти на меня не можешь».

Такая мать берет на себя роль ребенка на протяжении всей жизни. Даже в детстве ребенку приходится самостоятельно принимать взрослые решения. Ребенка не бьют, на него не кричат, но при этом мать ведет себя беспомощно: «Перестань быть ребенком, ведь я нуждаюсь в заботе». Дети в такой ситуации не видят нормального детства и вырастают несчастными взрослыми.

ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. ПРОБЛЕМА ИЛИ …

Сколько раз и во все времена поднималась эта тема. Даже сочинения в школе писали на эту тему. Хочу предложить вам несколько по - иному взглянуть на это.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА,

ПСИХОТЕРАПЕВТА 231-22-80; 231-22-87; 993-22-48

Итак. Обычная семья и такая вот распространенная модель семьи. Ребенок лет так 13-14. Родители соответственно что-то между 37 и 45 годами, бабушки, дедушки 60-65 лет. Как вариант- совместное проживание.

«Он меня не слышит!» «Я ему говорю, а для него мнение друзей важнее чем мое», «Я в его годы…», «Совсем не читает», «Что, взрослым стал?. Ну тогда давай я буду с тобой как со взрослым», и тут же «Ты зубы почистил?», «Ты почему так поздно? «Что значит - сам?! Пока я тебя кормлю, содержу», «Куда ты в таком виде?», «Ты не будешь с ним дружить!»

А в ответ.. «Вот как только мне исполнится 18, уйду от них. Достали..», «Какой же я взрослый? Вы сами говорите, что мал еще отцу перечить», «Дружу с кем хочу. Не обязан отчитываться», «Вырасту- верну все вам до копейки».

И с третьей стороны. «Куда вы только смотрите! Он у вас от рук отбивается», «Не слушай их, иди ко мне. Она росла- еще хуже была, так же до ночи гуляла», «Говорила я вам.. не слушали!», «Ну сколько можно нас учить! Ты меня воспитала и успокойся! Со своим ребенком я сам разберусь!»

Всем знакомо, не правда ли?

Учить родительской компетентности? Корректировать стили воспитания? Решать семейные конфликты? На чью сторону вставать, чьи интересы отстаивать?

Все намного проще. Просто каждый возраст попал в свой кризисный период. И на деле мы чаще всего имеем такое вот наложение возрастных кризисов, которое спровоцировано традициями в определённом возрасте заводить семью и детей. Ведь вступая в брак и решив завести ребенка, мы же не просчитываем эти опасные разницы в возрасте.

Посмотрим на все это теперь через возрастную призму.

13-14 лет. Какой он, ребенок в этом возрасте? Вот его краткий портрет.

Я – думающий; я понимаю свое место среди других людей.

Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Развитие критичности мышления. Экспериментирование с социальной позицией и статусом.

Я хочу понять глубинные механизмы многих вещей. Я готов для этого экспериментировать, размышлять, анализировать. И еще я очень хочу понять – какой я. Я ищу собственное место среди мне подобных: друзей, одноклассников.

И тут бах.. и кризис. Кризис удовольствий ( хочу, а у меня этого нет), фрустрация, ценностный кризис..

А что родители? Какие они?

А они переоценивают свои достижения и критически оценивают себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». Могут развиться депрессивные состояния. Многие вообще считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока –гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Начинается вымещение своих неудач на ребенке, завышаются требования к ребенку, чтобы он был успешнее, чем родители, или наоборот- делай что хочешь. Уход в работу- как последний шанс достижения чего-то, или еще большего, доказать своим родителям или еще кому-то что можешь, а результат – потеря внимания к ребенку, а у ребенка растет чувство ненужности и брошенности.

Ну и бабушки-дедушки. Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести. Мотивацией пожилого человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. И у пожилых свой кризис, который проявляется в ощущении ненужности, потери интереса к жизни, сокращении круга общения.

И теперь как в пазле- все встало на свои места. А  ребенку просто надо объяснить, что мама не придирается, а папа не тиран. Родители переоценивают свою жизнь. У них кризис. И это скоро пройдет. И все будет нормально. Родители тебя любят. Им просто надо помочь. А заодно объяснить ребенку, что с ним самим происходит. А родителям объяснить психологические особенности пожилого возраста. Напомнить, что они сами будут в этом возрасте и пройдут через такой же кризис.

Идеально?! Да, но увы так не бывает.. А так хотелось бы.. Ведь чего проще- детям все это разъяснять в школе, колледже, вузе на занятиях, родителям- на родительских собраниях, старшему поколению- так же  в школе, например,  на советах старейшин и в клубах по интересам..

И хочется всем нам пожелать той самой жизненной мудрости и никаких проблем отцов и детей.