Самара, пр-т Юных Пионеров, д.150
(846) 231-22-80(87), 993-22-48
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Запись на прием

Здесь Вы можете записаться на прием к специалистам в режиме он-лайн.
Заполните поля формы. После отправки заявки мы с Вами свяжемся и уточним данные приема.
Введите имя.
Неправильный адрес.
Введите номер телефона.
Please select a date when we should contact you.
Неверный ввод

Развитие метода ландшафтной психотерапии

Врач психотерапевт Андропов В.С. ООО СМПРЦ «Надежда»

С конца 19го века психиатрами и психотерапевтами всего мира отмечен рост психических расстройств невротического уровня параллельно росту технического прогресса. Индустриализации и урбанизации. Увеличение массовой доли невротических расстройств многие учёные связывают именно с этими факторами. К началу 21го века, человек получил крайне динамичную жизнь, в серых однообразных городах обеднённых естественной средой, насыщенную «быстрыми» коммуникациями – интернет, сотовая связь, телевиденье, социальные сети, мессенджеры и т.д. Прямое межличностное общение стало замещаться экранами мониторов, смартфонов, появились так называемые искусственные языки с минимальным запасом слов, а стили общения стали аббревиатурными.

Костры, реки, моря, горы, и прочую природу стали включать в виде заставок на плазменных и жидко - кристаллических панелях. Начало происходить отчуждение человека от природы и от самого себя в том числе. Интернет дал неограниченный доступ к информации, тем самым колоссально расширив информационное пространство человека. Мозг стал перегружаться ненужной хаотичной информацией и давать сбои в виде психических расстройств. Человек биосоциальное существо и я считаю, что отдаление от природы негативно сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Стоимость услуг

На основании классических определений психологии и психотерапии можно предложить определения:

Ландшафтная психология - это раздел психологии изучающий особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека в разных ландшафтно-природных и ландшафтно-рекреационных территориях. В зависимости от времени года и суток.

Ландшафтная психотерапия - это метод воздействия на психику человека, а через психику на организм в целом по средствам определённой территории однородной по своему происхождению, времени года и суток.

Личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека - это сложное собирательное понятие включающее в себя темперамент, характер, направленность (интро- и экстраверсия), типы взаимодействия (визуал, аудиал, кинестетик ) - которой соответствуют различные ландшафты, где она может получить свой инсайт по средствам эмоционального и когнитивного откликов.

Начав изучение ландшафтной психологии и психотерапии, я столкнулся с дефицитом информации. Данная статья - это не обобщение накопленной информации, а призыв к сотрудничеству и участию в исследовании данного вопроса.

Предлагаю общий план исследования влияния ландшафта на психику человека. Конкретика вносится при точном маршруте, сроках проведения, количестве участников, их индивидуальных возможностях и запросах. Приведённые ниже примеры упражнений направлены на активизацию воображения, творческого мышления и интуиции, а также формирования открытости сознания и полисенсорной восприимчивости – способности чувствовать окружающую среду с помощью разных каналов восприятия.

1я часть. Знакомство.

Тест на определение темперамента.

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

MMPI тест - СМИЛ, Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Методика Миннесотский многоаспектный личностный опросник.
Выбор траектории – способ поведенческой психодиагностики основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур.

(Алексеев Л.Л., Громова Л.Л., психогеометрия для менеджеров 1992. Л.: Знание)

2я часть. Выход на ландшафт. Сроки не ограничены от одного дня и более.

Утро - активные практики, йога и дыхание, направленные на активацию функций тела.

Обучение участников группы технике гештальт-терапии сенсорному осознанию внешнего, внутреннего и мира чувств,мыслей,фантазий.

Наблюдение за процессом дыхания

Дышите обычно, стараясь следить за процессом дыхания. Наблюдайте за всеми фазами дыхательного процесса, в том числе прохождением воздуха через ноздри или рот, его вхождением в легкие и выходом из них. При этом постарайтесь получить от этого процесса удовольствие.

Дыхание, сочетающееся с реориентацией или «укоренением в реальности»

Делая медленные, глубокие вдохи, необходимо посмотреть вокруг себя, обращая внимание на присутствующие в окружающей среде физические объекты – поверхность и окраску ландшафта, цветы, свет и т. д. Полезно на мгновение установить зрительный контакт с находящимися рядом людьми. Восстановлению контакта с реальностью также помогает наличие в руках участников занятий какого-либо приятного природного объекта (камня, деревянного предмета и др.), поглаживание ткани и другие простые действия.

«Сканирование» телесных ощущений

Понаблюдайте в течение нескольких минут за своими физическими ощущениями как бы «со стороны». Можете вообразить мягкий свет, проходящий через ваше тело и позволяющий вам почувствовать телесные ощущения во всех его частях. Просто обращайте внимание на любое напряжение, боль или удовольствие. В процессе дыхания можете представлять, как вы направляете воздух в те части тела, которые нуждаются в успокоении, поддержке или заботе. Можете также найти в своем теле ту точку, которая дает вам ощущение безопасности и устойчивости. Удерживайте на этой точке свое внимание в течение 1–2 минут. Вы также можете выполнить определенное простое физическое действие, например, сжать руку в кулак, чтобы ощутить большую устойчивость.

Полдень – двигательные нагрузки, связанные с освоением местности и записи и фото впечатлений о ландшафте.

Послеобеденное время - индивидуальное освоение пространства, работа с природными объектами и уединенное размышление.(можно сделать фотографии, найти сувениры).

Игра «Опытные археологи»

Эта игра может использоваться с целью активизации воображения, творческого мышления и интуиции, а также формирования открытости сознания и полисенсорной восприимчивости – способности чувствовать окружающую среду с помощью разных каналов восприятия.

Используя найденные предметы и материалы – куски дерева или старого железа, камни причудливой формы и другие объекты, – которые участники занятия подготовили сами или получили на выбор от ведущего, они должны исследовать, а затем представить в качестве «археологических находок». Каждый должен почувствовать себя экспертом в изучении древних культур, знающим происхождение и назначение тех предметов, которые у него оказались. В течение 2–3 минут каждый участник группы должен описать назначение и происхождение своего предмета (ритуальный/культовый объект, инструмент трудовой деятельности, предмет искусства и т. д.), дать ему название. Участники могут говорить, не задумываясь, импровизируя во время рассказа.

Творческое исследование предмета

Данное упражнение имеет определенное сходство с игрой «Опытные археологи», но отличается от него более свободным характером. Могут быть использованы заранее подготовленные ведущим разные предметы. Предпочтение должно быть отдано природным объектам, например, кускам дерева, камням, сухим растениям. Участники группы берут в руки один из предметов и тактильно исследуют его с закрытыми глазами. Затем они открывают глаза и продолжают исследовать этот предмет, используя не только осязание, но и другие каналы сенсорного восприятия (зрение, обоняние и др.). При этом они могут попытаться «отпустить» сознание и позволить чувствам, фантазиям, ассоциациям и воспоминаниям возникать в процессе такого исследования. Они могут представить историю предмета вплоть до того момента, пока он ни попал к ним в руки. Затем участники описывают свои впечатления друг другу в течение 10–15 минут.

Начальная перипатетическая практика

Подобная практика может служить «разблокировке» и активизации физической сферы участников благодаря наличию в окружающей среде разнообразных сенсорных стимулов. Она также может формировать качества сензитивного (очень чувствительного), фокусированного восприятия, связанные с определенными архетипическими фигурами – Сталкера, Охотника, Паломника. В разных культурах имеются многочисленные истории и ритуалы, касающиеся поиска добычи, «настройки» охотника или собирателя на предмет поиска, психофизической подготовки к охоте. Иногда в этих историях и ритуалах фигурирует обращение человека с вопросом к природным энергиям в надежде получить ответ, помогающий ему достичь своей цели.

Прежде, чем выйти на прогулку, участники занятия также могут использовать определенные центрирующие упражнения, включая постановку внутренних вопросов и создание спонтанных рисунков. Они, например, могут настраиваться на достижение определенной цели, задавая себе ряд вопросов: «Что я потерял?», «Что я ищу (в своей жизни)?», «Правильным ли путем я следую? Как могло получиться, что я потерялся (потерял себя)? Что поможет мне вновь себя найти?», «Если тот объект, качество, способность или человек, которых я ищу, могли бы предстать в моих мечтах, как они выглядели бы?». После этого возможно создание, например, серии каракулей или набросков, в которых автор может увидеть образные ответы на заданные им вопросы.

Игра «Поводырь и слепой»

Данное упражнение выполняется в парах. Помимо активизации воображения, творческого мышления и интуиции, а также повышения полисенсорной восприимчивости, оно способствует формированию чувства доверия и безопасности в процессе исследования окружающей среды вместе с партнером.

Участники занятия образуют пары. И по очереди, представляя себя то «поводырем», то «слепым», исследуют окружающее пространство в сопровождении друг друга (по 10–15 минут каждый). «Слепой» должен стараться держать глаза закрытыми на протяжении всей прогулки, используя для исследования пространства и находящихся в нем предметов осязание, обоняние и слух. В то же время он в любой момент, если почувствует опасность, имеет право их открыть. Время от времени, он может останавливаться, чтобы почувствовать пространство и предметы. «Поводырь» сопровождает своего партнера, но не направляет его, а обеспечивает поддержку и в случае необходимости предупреждает его столкновение с предметами или другими парами. Через 10–15 минут «слепой» открывает глаза и рассматривает место, в котором он оказался, с расположенными в нем предметами. Затем партнеры в течение нескольких минут делятся своими впечатлениями от прогулки. Потом они меняются ролями и повторяют весь процесс, находясь в другом качестве.

Обсуждение отклика от конкретного ландшафта здесь и сейчас.

Период сумерек является одним из ключевых моментом в структуре дня, поскольку происходит переход из внешнего «дневного» времени к «внутреннему» ночному, поэтому время сумерек посвящается созерцанию открытых пространств и закатов.

Поздний вечер связан с обобщением дневных впечатлений, могут быть использованы и самостоятельные внутренние практики, связанные с углублением в себя, с походами в ночной лес

Обсуждение ярких сновидений.

Изучая конкретный ландшафт по средствам ощущений, испытуемый должен попробовать поставить себе вопросы:

  1. Кто я?
  2. Зачем я здесь?
  3. что мне это дает и может дать?
  4. посещают ли меня какие-нибудь сейчас воспоминания?
  5. Какие у меня текущие проблемы и перспективы развития?
  6. Каково моё призвание?
  7. есть ли нереализованный потенциал?
  8. каковы мои отношения с близкими и о чём они сейчас думают?
  9. что я могу подарить/дать им и себе?

3я часть Возвращение.

Подведение итогов. Обсуждение впечатлений.

Участники сидят в общем кругу. Им предлагается инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь… Вспомните все то время, что мы провели вместе… Выделите самое главное из того, что вы здесь получили…Подумайте, как Вы сможете реализовать это в своей реальной жизни… Какой будет Ваш первый шаг? Когда Вы его сделаете?»

Обсуждаются результаты медитации.

4я часть Анализ собранной информации.

Данный метод предполагается развить, как с целью саморазвития и познания, так и с целью терапии психических расстройств в будущем.

Список литературы используемый для написания данной статьи:

  1. Тест на определение темперамента.
  2. Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)
  3. MMPI тест - СМИЛ, Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Методика Миннесотский многоаспектный личностный опросник.
  4. Выбор траектории – способ поведенческой психодиагностики основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур. ( Алексеев Л.Л., Громова Л.Л., психогеометрия для менеджеров 1992. Л.: Знание)
  5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44601_full.shtml [Телесные практики в ландшафтной психотерапии - Психология телесности: теоретические и практические исследования]
  6. С.В.Березин, Д.С.Исаев «Ландшафтная аналитика: опыт трансдисциплинарной психотерапии» Самара, 2009
  7. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ Рискните быть живым'.... «Психотерапия» Москва 2009
  8. Беверли Корт Александр Иванович Копытин Техники ландшафтной арт-терапии http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9367014